Автошкола "АвтоДрайв" г. Липецка
Автодром

Первый этап практического обучения включает в себя 5 базовых упражнений на закрытой, специально обустроенной площадке, на которой впоследствии вы будете сдавать экзамен в ГИБДД:

 

 

За ошибки кандидат в водители может получить 1, 3 или 5 штрафных баллов. Несдача наступает в случае накопления 5 или более штрафных баллов за время сдачи.


"Змейка" или фигурное вождение автомобиля

На первый взгляд данное упражнение совсем не сложное. Для выполнения учащемуся необходимо: освоить движение на минимальной скорости, а также научиться быстро поворачивать руль из крайнего правого положения в крайнее левое и наоборот. При этом Вы должны учитывать траекторию движения задних колес при повороте.

Проблема в том, что траектории задних и передних колес совпадают только, когда автомобиль движется прямо, а на повороте все по-другому. Задние колеса на повороте стараются «догнать» передние по самой короткой траектории, они «режут угол», смещая заднюю часть автомобиля к центру поворота. Это говорит о том, что нельзя поворачивать руль преждевременно, ведь заднее крыло или дверь автомобиля может сбить экзаменационную стойку, уж не говоря о реальном повороте.

После того как стойка окажется у середины машины, можете активно поворачивать руль. Но имейте в виду, что здесь все зависит и от конкретной модели автомобиля, и от бокового интервала до стойки, следовательно, советуем в процессе обучения ощутить траекторию, и тогда Вы сможете двигаться без подсказок и шаблонных рекомендаций.

"Змейка" должна выполняться таким образом, чтобы после начала движения от линии СТАРТ первая стойка оказалась справа, а последняя - слева от водителя. Любое отклонение от траектории приводит к однозначному результату - оценке "не выполнил".

 

s1

 

Допущенные при выполнении "Змейки" ошибки классифицируются в соответствии с таблицей

Типичные ошибки Штрафные баллы
Грубые
Отклонился от заданной траектории движения 5
Пересек линию СТОП (по проекции переднего габарита ТС) 5
Средние
Не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе
3
Не включил стояночный тормоз после остановки в зоне стоянки
3
Мелкие
При выполнении упражнения двигатель заглох
1

 

При выполнении упражнения не допускается использование заднего хода для корректирования траектории движения, поскольку это классифицируется как "отклонился от заданной траектории движения" и, следовательно, ведет к выставлению оценки "не выполнил".

Успех выполнения этого упражнения во многом зависит от навыков владения приемами руления, поскольку при изменении направления движения приходится поворачивать управляемые колеса автомобиля практически из одного крайнего положения в другое, что не так просто сделать, особенно при невысокой скорости движения.

Совет. Контролируйте работу рук на первом этапе обучения, а также учитесь им доверять. Только так Вы сможете со временем перестать думать о них во время движения. Вы не заметите, как Ваши руки уже будут двигаться автоматически, если Вы не будете им мешать. На определенном этапе обучения Вы обратите внимание, что Вы контролируете только работу ног.

 

Параллельная парковка задним ходом

Упражнение "Параллельная паковка задним ходом" требует от водителя "чувства габарита" ТС и точного расчета траектории маневра при въезде в зону стоянки и при остановке в заданном месте.

В ходе выполнения задания кандидат должен начать движение от линии СТАРТ, проехать вперед до конца "коридора" и остановиться, заняв наиболее удобное для последующего движения задним ходом положение.

Далее, начав движение теперь уже задним ходом, необходимо въехать в зону стоянки таким образом, чтобы ТС полностью оказалось в обозначенной стойками и прерывистой линией разметки зоне - перед СТОП линией.

 

s2

 

Экзаменатор контролирует качество выполнения задания с помощью контрольной таблицы, содержащей типичные ошибки и соответствующую шкалу штрафных баллов.

Типичные ошибки Штрафные баллы
Грубые
Сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки
5
Не пересек прерывистую линию (по проекции бокового габарита ТС)
5
Средние
Не смог въехать в зону стоянки при одноразовом включении передачи заднего хода 3
Не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе 3
Не включил стояночный тормоз после остановки в зоне стоянки
3
Мелкие
При выполнении упражнения двигатель заглох
1

 

В данном упражнении при движении по горизонтальному участку ошибка "при выполнении упражнения двигатель заглох" вероятнее всего будет обусловлена нервозностью атмосферы. Кроме того "несанкционированная" остановка двигателя при парковке в реальных условиях не несет потенциальной опасности для участников дорожного движения.

Если Вы не смогли попасть в зону стоянки с первого раза, отчаиваться не стоит, поскольку система оценки дает возможность исправиться: ошибка "не смог въехать в зону стоянки при одноразовом включении передачи заднего хода" оценивается тремя штрафными баллами, что позволяет откорректировать траекторию движения задним ходом. Если не было допущено других ошибок из числа грубых или средних, результат выполнения упражнения "Параллельная парковка задним ходом" будет положительным. Обратите также внимание, что положение ТС в зоне стоянки строго не регламентируется и единственное условие, которое необходимо соблюсти, - это полное попадание горизонтальной проекции габарита автомобиля в ограниченную стойками и прерывистой линией разметки зону. Невыполнение этого требования наказывается пятью штрафными баллами: "не пересек прерывистую линию (по проекции бокового габарита ТС). Поэтому, если ТС полностью оказалось в требуемой зоне, но под некоторым углом к ее оси, это положение лучше не корректировать.

Совет. Этот способ постановки автомобиля на парковку является самым сложным, поэтому свой первый опыт на дороге лучше провести без подобной практики среди реальных машин. Как только Вы начнете чувствовать управление и габариты автомобиля, то Вы сами увидите в себе силы без труда выполнить это упражнение и у Вас обязательно все получится.

 

Разворот в ограниченном пространстве

Описание. Учащийся заезжает на участок небольшого размера и разворачивается на 180° при включении передачи заднего хода всего один раз. При этом автомобиль не должен выехать за пределы специальных ограничений.

 

s3


Выполнение упражнения. Разворот необходимо выполнять следующим образом:

  • Начинайте движение от линии «Старт» и приближайте автомобиль ближе к правому краю участка, в котором предстоит совершать разворот;
  • Медленно двигайтесь вперед и одновременно активно поворачивайте руль влево так, чтобы автомобиль оказался практически под углом 90° к своему первоначальному положению;
  • Начните энергично поворачивать руль вправо, когда передние колеса окажутся примерно в 0,7-1,0 метре от левого края участка;
  • Остановите автомобиль и включите передачу заднего хода, как только подъедете к левому краю участка. Обратите внимание, что в данном упражнении передача заднего хода включается один раз;
  • Медленно двигаясь назад, активно продолжайте поворачивать руль вправо. Как только окажетесь на середине участка, поверните руль влево и продолжите движение до тех пор, пока автомобиль не окажется в положении, из которого Вы сможете двигаться вперед;
  • Окончив разворот, остановите автомобиль на линии «Стоп», при этом не пересекая её.
Тщательно продумайте схему маневра, прежде чем начинать разворот.

Для оценки действий экзаменуемого также используется контрольная таблица.

Типичные ошибки Штрафные баллы
Грубые
Сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки
5
Пересек линию СТОП (по проекции переднего габарита ТС) 5
Средние
Не смог развернуться при одноразовом включении передачи заднего хода
3
Не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе 3
Не включил стояночный тормоз после остановки перед линией СТОП
3
Мелкие
При выполнении упражнения двигатель заглох
1

 

Совет. Обращайте внимание на скорость движения при развороте, ведь она должна позволить своевременно вывернуть руль из одного положения в противоположное. Не хватайтесь за руль, а быстро вращайте его. Практикуйте приемы грамотного руления, только так Вы сможете увеличить скорость Вашего движения при развороте, что значительно уменьшит время выполнения данного маневра.

 

Остановка и трогание на подъем (эстакада)

Описание. Учащийся должен остановить автомобиль на подъёме с уклоном 16%, после чего продолжить движение. При этом трогание должно быть плавным, двигатель не должен заглохнуть, а автомобиль не должен скатиться назад более чем на 30 см.

 

s4

 

Техника исполнения. Перед выполнением этого элемента на экзамене вам будет необходимо из положения у линии "СТАРТ" предварительно заехать на наклонный участок, не пересекая линии горизонтальной разметки площадки и не сбивая элементы разметочного оборудования (конуса). Въехав на горку, остановитесь у линии "СТОП-1", не пересекая её.

Удерживайте автомобиль на месте одновременным нажатием на педали тормоза и сцепления. После чего можно приступить непосредственно к троганию на подъёме. Для этого вы должны:

  • начинайте медленно отпускать педаль сцепления с дальнейшим плавным увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя;
  • в тот момент, когда вы почувствуете, что автомобиль вот-вот начнет движение (момент включения сцепления) полностью отпускайте педаль тормоза и плавно нажимайте на педаль "газа", при этом автомобиль должен начать движение без скатывания назад;

Для оценки действий экзаменуемого также используется контрольная таблица:

Типичные ошибки Штрафные баллы
Грубые
Сбил элемент разметочного оборудования или пересек горизонтальную линию площадки
5
Пересек линию СТОП на наклонном участке
5
Не зафиксировал ТС в неподвижном состоянии на наклонном участке
5
Допустил откат ТС при трогании на наклонном участке 5
Пересек линию стоп 5
Средние
При выполнении упражнения двигатель заглох
3
Не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе 3
Не включил стояночный тормоз после остановки перед линией СТОП
3

 

Советы. Обязательно обратите внимание на то, что при трогании в этих условиях автомобиль должен дополнительно преодолеть силу сопротивления подъёму. Поэтому частота вращения коленчатого вала двигателя должна быть большей, чем при трогании на горизонтальном участке (на подъёме следует несколько сильнее нажимать на педаль газа). В противном случае двигатель может заглохнуть. Если при трогании на подъёме заглох двигатель (обычно это происходит при резком отпускании педали сцепления или недостаточных оборотах двигателя) постарайтесь не растеряться. И сразу же затормозите автомобиль нажав на педаль тормоза, затем после пуска двигателя вновь повторите попытку начать движение.

Экзаменаторы контролируют величину отката следующим образом: после остановки автомобиля у линии "СТОП" на подъеме на расстоянии 30 см от его заднего бампера устанавливается контрольная стойка. Если величина отката превысит 30 см, то стойка будет сбита.

После того как вы выполнили трогание с места на подъёме, следует остановить автомобиль на спуске у линии "СТОП".

 

Заезд в бокс/гараж


Описание. Учащийся заезжает в бокс задним ходом (бокс расположен перпендикулярно направлению движения) при одноразовом включении передачи заднего хода. Когда автомобиль остановится, он должен оказаться в таком положении, при котором его внешние габариты находятся в обозначенном боксе.

 

s5

 

По команде экзаменатора кандидат должен начать движение передним ходом от линии СТАРТ, въехать в зону выполнения упражнения и остановиться, заняв наиболее удобное положение для последующего движения задним ходом и въезда в обозначенный стойками бокс. Для этого есть смысл использовать всю ширину отведенной для соответствующего маневра зоны: чем меньше угол между продольными осями автомобиля и бокса, тем легче выполнить заключительный маневр - въехать в бокс.

Оценивается упражнение с помощью контрольной таблицы

Типичные ошибки Штрафные баллы
Грубые
Сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки
5
Пересек СТОП линию
5
Средние
Не смог въехать в бокс при одноразовом включении передачи заднего хода 3
Не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе 3
Не включил стояночный тормоз после остановки перед СТОП линией
3
Мелкие
При выполнении упражнения двигатель заглох
1

 

Cовет. Осуществляйте движение не спеша, за счет пробуксовки (неполного включения) сцепления. При движении задним ходом помните, что автомобиль двигается в том направлении, в котором Вы вращаете руль. На первый взгляд все просто, но у новичков зачастую автомобиль не вписывается во внешние граница бокса. Новички, повернув голову назад, теряют ориентацию в пространстве и вращают руль в неверном направлении. Продумайте схему маневра заранее и двигайтесь на небольшой скорости, это поможет Вам не теряться в пространстве.